Государственное бюджетное общеобразовательное

 учреждение ЛИЦЕЙ № 214

Центрального района Санкт-Петербурга

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

  

Инновационная деятельность

 

   

Формирование у учащихся регулятивных универсальных учебных действий         ярмарка

Описание инновационного продукта

 

Инновационный продукт: методическое пособие «Формирование у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий»

Авторский коллектив: Витте И.Я., Ануфриюк К.Ю., Бондаренко Е.Н., Воробьева Н.Н., Киселева Н.П., Маслова А.В., Редька Л.В., Смирнова И.Н., Шугало Н.В.

Инновационный продукт создан в рамках деятельности сетевой районной экспериментальной площадки «Модель сетевого взаимодействия педагогов в условиях внедрения и реализации ФГОС ООО», которая была открыта распоряжением администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 24.01.2013 № 109-р «О переводе государственных бюджетных образовательных учреждений Центрального района Санкт-Петербурга в режим экспериментальной площадки» сроком на 3 года.

 

Ключевые положения

Одной из главных задач образования в условиях качественно новой образовательной ситуации становится воспитание личности, готовой к жизни в конкурентном мире, личности, которая может самостоятельно усваивать новые знания и умения, ставить и достигать цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Важно не просто вооружить обучающегося фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

                Данные целевые установки, связанные с необходимостью развития личности обучающегося, нашли отражение в Программе «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы», в рамках которой одной из задач развития выступает «повышение роли системы образования Санкт-Петербурга в развитии человеческого капитала Российской Федерации, достижение выпускниками образовательных организаций …  высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок, обеспечение их готовности к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике».

                Таким образом, главным  результатом  образования выступает способность и готовность выпускника к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. По сути, речь идет о необходимости формирования у обучающихся субъектности, интегративного личностного качества, связанного с активно-преобразующими свойствами и способностями, такими как активность, автономность, рефлексивность, самостоятельность, ответственность и др. Субъектность представляет собой способность, которая обеспечивает человеку эффективное автономное функционирование в не заданной полностью системе жизненных координат. Как пишет А.К. Осницкий, «”оживление” субъектности в человеке может помочь ему найти правильные жизненные смыслы и цели, лучшие способы разрешения конфликтных и проблемных ситуаций независимо от того, какой он национальности и в какую общественную структуру включен» (1996. С. 5).

Общая способность человека быть субъектом своей целенаправленной активности воплощается в саморегуляции. «Саморегуляция выступает как специфическая для человека наиболее общая функция его психической активности, позволяющая человеку реализовывать себя как творца, исполнителя, контролера и судью своей деятельности, поступков, жизнедеятельности в целом… Но главное достоинство сформировавшейся способности к осознанной саморегуляции деятельности заключается в том, что человек обретает способность осваивать новые виды деятельности и новые условия, в которых необходима эта способность» (Конопкин О.А., Осницкий А.К., 2003. С. 355).

В. И. Моросанова отмечает, что «от того, как развивается и формируется у конкретной индивидуальности система саморегуляции, зависит ее личностное становление, успешность учебной деятельности и профессиональное самоопределение» (2002. С.17).

                Способность к саморегуляции учебной деятельности выступает главным показателем становления субъектности в процессе обучения в  младшем подростковом возрасте (11-12 лет) (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова и др.).

                Саморегуляция учебной деятельности — это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности. Ее назначение состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности, т. е. ученик должен осознать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности.

                Младший подростковый возраст является сензитивным для развития осознанной учебной деятельности. Неслучайно в связи с этим данный возрастной период характеризуется как особый, стратегически важный в развитии человеческой личности. Учебная деятельность младших подростков становится саморегулируемой, развивается способность к достижению цели и потребность в самоизменении. В это время направление усилий становится более целенаправленным и осмысленным, младшие подростки осмысленно работают над ошибками и учебными затруднениями, анализируют их причины, осмысливают свои достижения (Д. И. Фельдштейн,  И.В. Дубровина, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий и др.).

                В исследованиях показано, что сформированность саморегуляции в подростковом возрасте способствует более высокой мотивации, успешности учения, а также открывает перспективы для развития таких качеств личности, как самостоятельность, активность (М.И. Боришевский, А.К. Осницкий, С.Д. Самоненко, В.И. Чирков).  Саморегуляция обусловливает успешное протекание любой деятельности, не только учения. Как показано в исследовании Н.Ф. Кругловой (1994), недостатки в сформированности тех или иных звеньев процесса регуляции ведут и к низкому уровню сформированности умственных и мнемических действий, к вербальной скудности, что приводит к низкой продуктивности самой деятельности, в частности, учебной. 

Регулятивные универсальные учебные действия  вписываются в компоненты структуры саморегуляции учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия во многом выступают системообразующими в структуре УУД в целом. В самом определении универсальных учебных действий как совокупности способов действия учащегося,  обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, прослеживается ведущее значение регулятивных УУД. Регулятивные универсальные учебные действия  являются своего рода «позвоночником», «остовом» в структуре УУД, поскольку саморегуляция представляет собой “вертикаль”, пронизывающую все уровни личностной системы.        

                Учитывая приоритетное значение данной группы действий в структуре УУД в целом, и принимая во внимание целесообразность формирования регулятивных действий в младшем подростковом возрасте, нами было принято решение создать систему методов и приемов формирования умений и навыков саморегуляции.

                В основу систематизации легли следующие критерии регулятивных универсальных учебных действий:

?             целеполагание;

?             планирование;

?             контроль и коррекция;

?             оценка;

?             саморегуляция (эмоционально-волевая, психофизиологическая).

                Приемы/методы/стратегии формирования регулятивных универсальных учебных действий  сгруппированы в методическом пособии по этим блокам.  Важным компонентом в блоке «саморегуляция» является рефлексия. Рефлексия во многом выступает как основа саморегуляции учебной деятельности и предполагает умение оценить процесс и результат своей деятельности, понимание  собственных барьеров и затруднений, умение оценить себя и свое состояние. Рефлексия необходима учащимся для самостоятельного осознания новой учебной задачи, для понимания своих ограничений, а также имеющихся личностных и индивидуальных ресурсов.   

                Стоит отметить, что появление рефлексии рассматривается как важнейшее новообразование младших подростков. В связи с этим формирование у них системы саморегуляции деятельности предполагает освоение ими рефлексивных умений относительно каждого из ее компонентов.

                Данное методическое пособие - это своего рода конструктор, который поможет педагогу спроектировать современный урок, наполнив содержанием отдельные его смысловые блоки: целеполагание, планирование, оценка и др.

                Представленные в пособии приемы и методы, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий, безусловно, не исчерпывают всего многообразия приемов и методов, существующих в педагогике, но создают ту основу, оттолкнувшись от которой, любой педагог может создать собственную методическую копилку.

                В приложении к пособию имеется два СD диска, на которых представлена медиатека из видеофрагментов уроков по разным предметам, демонстрирующих 20 приемов из методического пособия.  Каждый видеоролик предваряет краткий комментарий педагога. Создавая медиатеку, мы исходили из известного утверждения американского психолога Уильяма Глассера: «Мы запоминаем 10% из того, что мы читаем, и 50% из того, что мы видим и слышим». Видеофрагменты уроков, демонстрирующие реализацию тех или иных приемов формирования регулятивных УУД, не только облегчают восприятие представленного в пособии материала, делая его более понятным и запоминающимся, но и могут послужить стимулом для педагогов использовать тот или иной прием на своих уроках.

                В связи  с тем, что формирование регулятивных универсальных учебных действий возможно только в контексте формирования саморегуляции личности в целом (прежде всего эмоционально-волевой саморегуляции), в методическом пособии представлена Программа классных часов, цель которой - обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования у обучающихся способности к саморегуляции и самоорганизации, составляющих основу для последующего саморазвития.

                Процесс развития личности подростка проявляется в увеличении роли внутренних факторов и совершенствовании механизмов личностной саморегуляции. Важность подросткового периода развития личности в формировании регулятивных механизмов отмечается многими отечественными психологами (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.). В переходном возрасте происходит совершенствование регуляции, подросток овладевает  не только своими действиями, но и своим внутренним миром, от преимущественно реактивного поведения он переходит к действиям в соответствии с сознательно поставленной целью, становясь реальным субъектом своего развития. Склонность к самоанализу, развитие личностной рефлексии являются благоприятными предпосылками и необходимыми условиями развития саморегуляции в этот возрастной период.

                Программа классных часов рассчитана на обучающихся 7 класса. 13-тилетний возраст выступает нижней границей старшего подросткового возраста (по периодизации Е.Ф. Рыбалко). К этому времени личностные образования, включённые в структуру регуляции (активность, рефлексия, ценностные ориентации), уже достигают того уровня развития, который необходим для сознательного и осмысленного самоуправления.

                Стоит отметить, что отдельные упражнения, представленные в Программе, могут быть использованы  на занятиях с обучающимися младшего подросткового возраста (5-6 класс). Уже в 11-12-летнем возрасте у обучающихся начинает проявляться стремление к самовоспитанию, которое представляет собой важную составляющую процесса саморегуляции. В этот возрастной период можно говорить о существовании отдельных предпосылок развития личностной саморегуляции.

                Представленная в пособии Программа классных часов не содержит в себе упражнений, проведение которых требует специальной подготовки в области психологии, и может быть реализована классными руководителями.

 

Глоссарий

 

      Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,  способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Регулятивные универсальные учебные действия -  действия, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Контроль - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция - владение основами самоконтроля, саморегуляции эмоциональных состояний, умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей, умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию.

Рефлексия - умение оценить процесс и результат своей деятельности, понимание  собственных барьеров и затруднений, умение оценить себя и свое состояние.

 

Инновационный характер продукта

 

Проведенный анализ литературы показал, что имеются отдельные публикации по заявленной проблематике, речь в которых идет о:

- формировании регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы  (например, Огурцова М.Э. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3);

- формировании регулятивных универсальных учебных действий на отдельных уроках (например, Брославская Т. Л. Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2015. — №13);

 - о формировании отдельных регулятивных универсальных учебных действий (например, Свиридова Л.А., Белогородцева Е.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий – контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы // Эксперимент и инновации в школе – 2014 - №1);

а также о формировании универсальных учебных действий в целом (например, Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях введения и реализации ФГОС ООО: методическое пособие для учителей- предметников / Под ред. Л.П. Войновой, Т.П. Байкаловой – Новокузнецк, 2015).

 

Таких пособий, как представляемый инновационный продукт, не найдено.

 

Отличие представляемого продукта от аналогов:

1. психологическое обоснование во введении необходимости формирования регулятивных универсальных учебных действий с учетом принципа возрастосообразности, а также приоритетного значения  данной группы действий в структуре УУД в целом;

2. охват всех основных критериев регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, оценка, а также саморегуляция (психофизиологическая, эмоциональная, волевая);

3. систематизация материала по данной проблематике из опыта работы педагогов ГБОУ лицей №214, а также  на основе имеющейся информации в педагогической литературе по четко заданным критериям;

4. возможность использования представленного в пособии материала на всех ступенях образования – начальном общем, основном общем и среднем общем;

5. наличие CD дисков с демонстрационными видеороликами, в которых показаны приемы формирования регулятивных УУД «в действии», на различных уроках (уроки проводят педагоги ГБОУ лицея №214); 

6. учет необходимости формирования саморегуляции личности в целом, учет принципа комплексности: специально разработана и представлена Программа классных часов с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения процесса формирования у обучающихся способности к саморегуляции и самоорганизации.     

 

Значимость инновационного продукта для решения актуальных задач развития системы образования Санкт-Петербурга

 

Целью и основным результатом образования является развитие личности обучающегося. В Программе «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы» одной из задач развития системы образования выступает «достижение выпускниками образовательных организаций, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок, обеспечение их готовности к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике».

Таким образом, особую значимость приобретает собственная позиция выпускника как активного субъекта многообразных взаимодействий с миром, который преодолевает аморфность целевых установок и ценностных ориентаций, мировоззренческий вакуум, самостоятельно определяет вектор дальнейшей жизненной самореализации.

                Мера развитости у человека способности  активно "выстраивать" собственное бытие во многом зависит от сформированности у него способности к саморегуляции. Регулятивные способности составляют ключевую компетентность личности, поскольку саморегуляция представляет собой “вертикаль”, пронизывающую все уровни личностной системы.

                Данное пособие послужит хорошим подспорьем в деле формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе учебной и внеурочной деятельности, поможет несколько модернизировать содержание образования для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных учреждений к дальнейшему обучению и деятельности. Систематическая и комплексная работа по формированию способности к саморегуляции обеспечит, в свою очередь, основу саморазвития, самоуправления и самоопределения обучающихся в будущем.

 

 

 

Актуальности результатов использования инновационного продукта для развития системы образования Санкт-Петербурга

 

Результатами использования инновационного продукта являются:

1. сформированность у обучающихся отдельной группы универсальных учебных действий – регулятивных, являющихся системообразующими в структуре УУД в целом и составляющих суть саморегуляции учебной деятельности;

2. более высокий уровень развития личностной саморегуляции у обучающихся.

Как известно, новый федеральный государственный стандарт предъявляет особые требования к результатам освоения основной образовательной программы ? не только предметным, но и метапредметным и личностным. Использование данного инновационного продукта способствует достижению метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Данные результаты актуальны для развития системы образования Санкт-Петербурга, поскольку направлены на решение тех проблем, которые поднимаются в Программе «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы», а именно: обеспечение доступности и качества общего образования,  а также создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

 

Готовность инновационного продукта к внедрению в системе образования Санкт-Петербурга

 

Инновационный продукт готов к внедрению в систему образования Санкт-Петербурга, не требует в ходе дальнейшего использования каких-то особых условий, может быть использован педагогами других школ.

 

Риски внедрения инновационного продукта в системе образования Санкт-Петербурга

 

Возможные риски внедрения инновационного продукта:

1.            использование педагогами приемов из методического пособия, не соответствующих возрасту обучающихся;

2.            использование педагогами приемов из методического пособия, не вполне подходящих для достижения целей урока или не вписывающихся в содержание урока;

3.            направленность педагогической деятельности исключительно на формирование регулятивных универсальных учебных действий без должного внимания формированию других УУД, а также достижению предметных результатов.

Профилактика обозначенных рисков во многом сводится к уровню профессиональной подготовки учителя, к его знанию возрастной психологии, умению подобрать нужный  прием, модифицировать его в случае необходимости, исходя из целей и содержания урока, а также к пониманию педагогом важности достижения ряда других образовательных  результатов. В связи с этим рекомендовано проводить мониторинговые работы, результаты которых будут отражать достижение образовательных целей и качество обученности учащихся.

                Риски внедрения инновационного продукта оптимальны по сравнению с достигаемыми актуальными результатами.

   
 

 

Дата последнего обновления страницы 25.08.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения